Особенности вождения во Франции

Поскольку мой опыт путешествий за границей на автомобиле исчерпывался Финляндией, я, честно говоря, переживал, как сложится поездка по замкам Луары на арендованной машине. И меня не столько волновала техническая сторона этого вояжа, сколько нюансы местного движения. Так что следующие строки будут рассказывать про особенности вождения во Франции.

В целом, то, как ведут себя на дороге французы, мне понравилось: вполне пристойно они себя ведут, куда лучше, нежели соотечественники. Никто не злится и не нервничает, обгоняющих внаглую, без предупредительных сигналов я видел всего три или четыре раза за неделю поездки по замкам Луары на машине.

Удивила выдержанность французских водителей: выезжая со второстепенной дороги на главную они готовы ждать очень долго, но аварийную ситуацию не спровоцировать. Я, видя, что до приближающейся по главной трассе машины ещё метров двести, выезжаю не задумываясь, они же ждут даже когда расстояние 300-400 метров.

Из-за такой осторожной манеры вождения бывает иногда сложно попасть на развязку с круговым движением: во Франции преимущество имеют машины «на кругу», и если на подъезде застрял кто-то сверхосторожный, следующие за ним могут простоять довольно долго. Но опять же никто сигналить и дудеть в спину не станет, ни разу такого не встречал…

Отмечу, что на трассе не принято надолго занимать левый ряд, если кто по нему обгоняет, то сразу же, при первой возможности уходит вправо, держась как все. Трассы, кстати, в хорошем состоянии, причём как платные, так и второстепенные, бесплатные. У каждой крупной магистрали есть свой дублёр, не хочешь платить за скорость в 130 километров в час – езжай просёлками, там особенно не разгонишься, потому как очень многие участки идут через города, а там максимум 70, и ещё фотокамеры могут быть натыканы специально для лихачей.

Лично я склоняюсь к чередованию платных и бесплатных участков: дальние расстояния лучше проскакивать по-быстрому, для местных поездок сойдут и бесплатные дороги, заодно и маленькие городки можно посмотреть, окунуться, так сказать, в жизнь французской глубинки.

Немного удивила система работы светофоров – её тоже стоит отнести в разряд «особенности вождения во Франции». Так вот, почему-то французы не используют так знакомые нам сочетания «красный+жёлтый» и «мигающий зелёный». Первый, как известно, в России сигналит «приготовиться», а тут красный свет вдруг внезапно, рывком переключается на зелёный, из-за чего водители порой не успевают стартовать вовремя. Опять-таки, зелёный свет на красный меняется моментально, вот только что ехали машины, и на тебе! Лично меня это раздражало…

Поразило и отсутствие за перекрёстками дублирующих светофоров – есть только сигналы на столбе при подъезде, и всё. Пару раз мне приходилось сдавать назад, поскольку я с разгона по привычке прижимался вплотную к стоп-линии и не мог оттуда видеть светофор. В общем, особенности вождения во Франции имеются, и для комфортной поездки ими никак не следует пренебрегать… Как говорится, "кто предупреждён - тот вооружён!"

Прогулка по парку Монсо

Про такой удивительный уголок Парижа, каким является парк Монсо, я узнал из фильма «Не говори никому» - узнал и заинтересовался. Оказалось, это красивейшее место, не похожее на другие парижские парки, обустроили в 1861 году, создав настоящий оазис. Тут вам и приятные глазу пейзажи, и скульптуры, и колоннада, и всякие сооружения, и пруды. В парке Монсо любят отдыхать местные жители, клерки со всей округи приходят сюда перекусить. Прогуливаясь по территории парка трудно поверить, что дело происходит рядом с центром Парижа, и всего в паре кварталов бурлят жизнью Елисейские поля!
DSCN0199

Одна из многочисленных клумб.
DSCN0201
Collapse )

Весенний Париж: фотоотчёт...

Весенний Париж совершенно прекрасен! Он, конечно, хорош и летом, и осенью, и, говорят, даже зимой, но парижская весна мне нравится больше всего!
DSCN0189

На берегу Сены
DSCN0214

Нотр-Дам, романтическое место для всех влюблённых… Вот только как насчёт романа «Собор Парижской богоматери»? Сдаётся мне, у тамошних влюблённых дела сложились не очень хорошо…
DSCN0171
Collapse )

Автовокзал Брюсселя

Автовокзал Брюсселя объединён с Северным вокзалом, на железнодорожную станцию Brussel-Noord и надо ориентироваться. Только внутрь самого терминала заходить не надо, это бесполезно. Разумнее всего обойти здание с фланга, если быть точным, то слева, когда стоишь у главного входа или приехал из центра. Там, под широкой лестницей, ведущей в вокзал, спрятался офис «Eurolines».
DSCN0156

Места внутри помещения хватает на пару десятков сидений и кассу, комфортно расположиться там не получится, лучше даже обосноваться в самом вокзале, ежели выпадет долгое ожидание. Вообще, на мой взгляд, соваться внутрь офиса «Eurolines» надо только ради покупки билета и ещё для регистрации – обратите внимание, что пассажиры обязательно должны пройти процедуру регистрации, заканчивающуюся за 15 минут до назначенного времени отправления. Тогда взамен билета отъезжающие получат посадочный талон, без него внутрь автобуса водитель не пускает. Опять-таки, на регистрации выдают бирки для багажа, их тоже нужно предъявить при посадке.
DSCN0157

Так как поездки из Брюсселя на междугородних автобусах занимают приличное время, будет умно позаботиться насчёт еды и питья. Северный вокзал предоставляет обширные возможности запастись снедью: мало того, что внутри здания есть несколько фастфудовских заведений, там имеется филиал сети «Carrefour», не супермаркет, конечно, но магазин с достаточным ассортиментом, где можно купить продукты в дорогу.

Экскурсия в Королевский дворец

Официально Королевским дворцом Бельгии считается монументальное сооружение рядом с центром города, однако подлинный дворец, где на самом деле проживает король, расположен в северном пригороде Лаекен. Этот дворцово-парковый ансамбль создали в 1780-х годах, а резиденцией именно бельгийских королей он стал после провозглашения Бельгией независимости.
DSCN0100

Наружное оформление дворца впечатляет, но ещё больше впечатляют красивейшие картины, открывающиеся посетителю…
DSCN0099

С первых шагов дворец радует глаз…
DSCN0101

Collapse )

Брюссельский транспорт

Система общественного транспорта Брюсселя объединяет метро, трамваи, автобусы и даже пригородные поезда, в пределах городской черты, конечно. Разветвлённая сеть маршрутов охватывает весь город, транспорт ходит строго по расписанию – если хочется, например, добраться до Атомиума или парка «Европа в миниатюре» из центра Брюсселя, можно быть уверенным, что поездка пройдёт гладко. При этом можно будет выбрать, ехать под землей на метро или воспользоваться трамваем, который хоть и идёт дольше, зато позволяет осмотреть округу.
DSCN0058

Билеты на весь транспорт Брюсселя единые, независимо от того, на чём планируется ехать. Более того, даже с одноразовым билетиком можно пересаживаться с линии на линию, главное уложиться в 60 минут разрешённого времени. Поездка обойдётся в 2.50 евро, если покупать билет у водителя и в 2 евро, если для покупки использовать билетный автомат, выглядящий вот так.
DSCN0069

Автомат можно переключить на английский язык, так что проблем с интерфейсом быть не должно.
DSCN0071

После того как нужный вариант билетика выбран, остаётся только уплатить указанную на экране сумму, и дело в шляпе. Билетный автомат принимает как монеты с купюрами, так и банковские карточки.
DSCN0072

Стоит отметить, что если планируется совершить несколько поездок по городу, то разумным выбором будет транспортная карточка Брюсселя. Она стоит 6.50 евро, то есть фактически как 3 одноразовых билетика, тогда как ездить по ней можно в течение 24 часов без ограничения количества поездок.

Брюссельские трамваи очень удобны, удобно и метро, вполне безопасное и чистое.
DSCN0073

Вагоны, как правило, наполнены довольно плотно, в «час пик» наверняка придётся стоять. Однако поскольку расстояние в бельгийской столице невелики, поездка много времени не занимает.
DSCN0074

Некоторые станции оформлены на редкость красиво, смахивая на произведения искусства.
DSCN0076

Да, транспорт в Брюсселе во всей полноте представлен сайтом http://www.stib.be/netplan-plan-reseau.html?l=en – там есть и актуальная цена билетов, и расписание, и схема маршрутов, и удобный планировщик поездок.

Писающая девочка - бред наяву...

Памятник писающей девочке оказался реальностью, я одно время полагал, будто это чья-то шутка. Оказалось, Жаннекен Пис существует на самом деле, вот ведь как…

По ходу дела обнаружилось, что этот более чем сомнительный монумент додумались соорудить ревнители равенства полов – мол, если мужчины представлены писающим мальчиком, чем спрашивается, женщины хуже? Остаётся только в атмосфере всеобщего равенства и толерантности дождаться появления писающего гомосека… И вообще непонятно, почему до сих пор в Бельгии процветает сексизм, и скульптуры разделены по половому признаку?! Пора, определённо пора указать властям Брюсселя на это: вот пусть и называют памятники как-то вроде «писающая особь 1» и «писающая особь 2», дабы не было дискриминации и разделения по гендерному признаку…

Вот, короче говоря, что получилось у скульптор Дебуври – а что ещё могло у него получиться?!
DSCN0031

К счастью для всех, изваянная в 1987 году похабная скульптура спрятана подальше от людских глаз и найти её не так-то просто. Желающим всё же подскажу надёжный путь. Значит, чтобы добраться до памятника писающей девочке, надо встать на Гранд-пляс лицом к Королевскому дому, он же Музей города Брюсселя и пройти мимо него слева до перекрёстка, потом продолжить движение вперёд по Petite rue des Bouchers. Когда эта узкая, наполненная ресторанчиками улица закончится, надо повернуть налево, пройти пару домов и повернуть направо, в аккуратный тупичок. В его конце справа и будет искомый памятник.

Картинки из Брюсселя

Во время своих предыдущих прогулок по Брюсселю я в основном осматривал центр города, то есть Гранд-Пляс и прилегающие кварталы. Настало время уделить внимание другим районам бельгийской столицы. Они, правда, далеко не так хороши, как исторический центр, и такие вот красивые, полные радости сцены встречаются редко…
DSCN0155

Чаще всего в глаза бросаются полчища иммигрантов, чья численность достигла уже четверти населения. Вскоре, я так полагаю, приезжие потребуют снести всяких там «писающих мальчиков» как оскорбляющих религиозные чувства – стоит, понимаете, ли голый мальчуган и прямо на улице отливает. Причём отливает со вкусом – вон какую пену надул пиву. Пиво, впрочем, иммигранты тоже потребуют запретить…
DSCN0028

Помимо пива Бельгия славится своими вафлями. С ними, кстати, связан занятный «развод»: негритянки, торгующие этим лакомством, вывешивают хорошо заметную табличку «1 euro», а когда польстившийся на вкуснятину отдаёт деньги, то выясняется, что 1 евро стоит только сама вафля, тогда как вафля со сливками или клубникой стоит 4-5, а то и 6 евро.
DSCN0040

Collapse )

Аэропорт Брюсселя: как добраться...

С главными воздушными воротами Бельгии мне до сей поры знакомство свести как-то не довелось: я несколько раз приезжал в Брюссель поездом, и только год назад прилетел, но не в столицу, а в аэропорт Брюссель-Шарлеруа, который определённо Шарлеруа, и никак уж не Брюссель. Таким образом, прилёт в аэропорт Брюсселя вызывал у меня определённое волнение: надо было понять как добраться оттуда до города и вообще спланировать поездку.
DSCN0006

Оказалось, что добраться из аэропорта до Брюсселя можно двумя путями – на автобусе и поездом. Поезд идёт быстрее, и пассажиры высаживаются на одном из столичных вокзалом через 17-20 минут после отправления; добавлю, что электрички ходят по несколько раз в час. Недостатком этого варианта является высокая цена проезда, за билет придётся отдать 7.80 евро против 4 монет, требующихся для оплаты автобусной поездки. К тому же, далеко не всегда удобно приезжать на железнодорожные станции: многие отели Брюсселя находятся вдалеке от вокзалов и потребуется пересадка с дополнительными расходами. Напротив, билет на автобус позволяет пересесть на метро или трамвай, потому что рейс из аэропорта обслуживает компания «STIB», чья сеть охватывает весь город. Иными словами, это очень удобно для пассажира, который доезжает до определённой остановки и спокойно переход из одного транспорта в другой.

Замечу, что билеты на проезд из аэропорта Брюсселя лучше купить ещё в здании терминала, хотя билетные автомат есть и непосредственно возле остановки, но там царит ажиотаж, тогда как внутри здания тишь да гладь.
DSCN0012

Можно купить билет и у водителя, но тогда его цена взлетит до 6 евро против стандартных четырёх. И не забудьте при входе прокомпостировать билетик, без штампа он недействителен.

В Брюссель из аэропорта везут автобусы 12 и 21; первый считается экспрессом и идёт быстрее, однако вечером, после 20 часов, работает только последний.
DSCN0013

Дорога до центра бельгийской столицы занимает примерно 45 минут, конечная остановка находится на площади Luxembourg, хотя большинство пассажиров предпочитает добраться из аэропорта Брюсселя до остановки «Schuman» и там пересесть на метро.

Неприятный опыт поездки в Таллин на автобусе "Ecolines"...

Первую половину мая я посвятил путешествию по Европе - львиную долю этого времени «поглотили» восхитительные замки Луары. Помимо Франции поездка захватила также Бельгию и Эстонию: никакого другого способа добраться в Париж на майские праздники я так и не нашёл, по крайней мере за приемлемые деньги вариантов не было. Волей-неволей пришлось хватать билеты из Таллина в Брюссель и, соответственно, проделать хлопотный путь в таллинский аэропорт. И в то время, как замысловатое путешествие по замкам Луары на машине удалось на все сто процентов, казавшийся простым переезд из России в Эстонию доставил кучу проблем…

Ажиотаж, сопровождавший длинные праздники в мае этого года, вынудил меня купить билеты на рейсы компании «Ecolines»: конкуренты из «Luxexpress» распродали свою квоту где-то за месяц до даты отправления, а тут места всё же нашлись. Отзывы про «Ecolines» были так себе, но я списал их на субъективность некоторых пассажиров – перевозчик обещал комфортные условия, чай-кофе, бесплатный Интернет и так далее. Отдельно говорилось, дескать, рейсовые автобусы проходят границу без очереди, и это обстоятельство тоже сыграло свою роль: поехать в Таллин на машине в выходной день почти автоматически означало бы застрять на границе. Опять же, билет из России мне обошёлся в 1140 рублей, обратный рейс стоил 570 рублей, получалось дешевле, чем ехать машиной. Всё вроде как выходило удачно, так что совершенно не ожидал подвохов. А они между тем поджидали и, небось, ехидно ухмылялись…

По большей части всё обещанное рекламой «Ecolines» оказалось обещанием, и если, допустим, по дороге в Таллин в автобусе просто не было сахара для кофе, то на обратном рейсе не было и кофе. Разговоры про WiFi так и остались разговорами: стюардесса вежливо сообщила, что Интернет на борту будет в лучшем случае на территории Эстонии, да и то вроде как «неустойчиво». Об уровне комфортности автобуса у меня тоже сложились не очень хорошие впечатления, но совершенно убил переход границы.

В моём понимании рейсовый автобус из Петербург в Таллин должен проходить границу так, как это происходит на Торфяновке: транспорт подъёзжает без очереди, его пассажиров проверяют за несколько минут, потом идёт остановка возле «duty-free» и ещё пять минут занимает контроль паспортов на финской стороне. Предполагая нечто подобное, я был несказанно удивлён, когда мы простояли около КПП в Ивангороде где-то часа полтора. Потом ещё сорок минут шла проверка документов, ещё полчаса заняло ожидание на эстонской стороне и потом столько же отнял погранконтроль. Обратно дела пошли лучше, но и то эстонцы затянули проверку на сорок пять минут…О каком-то соблюдении графика речь не шла в обоих случаях, и если в аэропорт мы вполне успели, хотя пришлось пожертвовать запланированной прогулкой по Таллину, то приехав в Петербург на полчаса позже графика, многие пассажиры не успели на метро и вынуждены были ночью брать такси.

Кстати, на обратный рейс я вполне мог бы не сесть, ибо у «Ecolines» зачем–то внедрена проверка документов до посадки: для чего, спрашивается, нужна эта проверка, если в салоне потом по ходу движения опять проверяют билеты и визы? Так вот, я подошёл к одному из автобусов и поинтересовался, он ли отправляется в 16:45. Стюардесса взглянула на мой билет, кивнула, отметила меня в списке и предложила пройти к грузовому отсеку сдавать вещи. Хорошо, что я увидел краем глаза, как рядом грузят багаж люди с билетами на рейс в 16:55. Вернулся, опять спросил, точно ли это 16:45, и получил ответ: «А 16:45 уже уехал с соседнего перрона…» Хоть стой, хоть падай!.. Хорошо хоть тот автобус всё-таки ещё не уехал, и всё обошлось…

Европейский сервис, блин, называется…